«В сезон можно заработать до миллиона тенге». Казахстанцы рассказали о жизни в Дубае

Фото автора

By Admin

Казахи в Дубае. Почему наши облюбовали именно этот город? За какой мечтой едут? С какой финансовой подушкой? Как живут в одном из самых дорогих мегаполисов мира? Покоряется ли он им в конечном итоге? И как воспринимают казахстанцев за рубежом? Корреспондент Tengrinews.kz провела небольшое исследование и записала несколько историй. 

bb50b5a9ebc1ecf3445590e5db7d7a5c jpeg

Никита Ишутин

«Все тут в шоке, говорят: «Ты же русский». А я говорю: «Нет, ребят, я казах»

«Nikita, let’s watch Irina Kairatovna (Никита, давай посмотрим «Ирину Кайратовну»),» — обращается к моему собеседнику гость из Чехии. Никита приехал в Дубай из Алматы, здесь он работает управляющим хостелом. Еженедельно к нему заселяются десятки людей, и каждый турист при знакомстве с администратором узнает чуть больше о Казахстане. 

«Все тут в шоке, говорят: «Ты же русский». А я говорю: «Нет, ребят, я казах». Они спрашивают: «Почему ты так любишь свою страну?» Я говорю: «Как же ее не любить? Я там вырос…»

Никита делает паузу. Разговоры о родине — одна из самых непростых тем для него. Он хорошо понимает казахский язык, выучил его еще в армии. После армии успел поработать в разных сферах: электриком, курьером, учителем физкультуры.

«Были американские горки, не было стабильности, и в моменте я просто устал. За один день сделал паспорт, купил билет в Дубай. Почему Дубай? Потому что развивающийся город, центр мира на данный момент, наверное, гнался в погоне за счастьем». 

1df3177541904b16fb65a2582fd6e321

На фото: Никита Ишутин

В Дубай Никита приехал с тремя тысячами долларов в кармане, но, по его признанию, он просадил их в первый же месяц. 

«Я оплатил жилье и пошел гулять, накупил одежды себе. И очень скоро понял, что остался ни с чем. Первое время у меня даже были долги по жилью — четыре тысячи дирхамов, а это примерно полмиллиона тенге». 

Сначала алматинец устроился на работу риелтором. Надо сказать, что эта работа здесь чрезвычайно популярна среди приезжих и казахстанцев в частности. Сотрудники агентств недвижимости зарабатывают на процентах. 

«Тут каждый второй — риелтор. Очень много в этой сфере граждан с постсоветского пространства и Индии. Только у меня в хостеле четыре риелтора живут. Если ты, например, продал квартиру за 100 тысяч долларов, то от нее падает процент  — от 3 до 7.

Эти проценты потом делишь напополам. Половину берет компания, половину себе забираешь. Знаю девчонок-риелторов, которые ходят по барам, знакомятся там с потенциальными клиентами и таким образом продают квартиры», — рассказывает Никита. 

Однако, проработав пару месяцев в компании, наш собеседник не получил ни копейки, работодатель обманул его. Тогда он решил заняться бизнесом в сфере хостелов.

ff2ba7a8c8e757b8938a5eb3bb4cb835

«Когда мы решили открыть хостел в квартире, на нас даже хотели завести дело, что якобы это незаконно. Отключили свет, кондиционер, в итоге месяц мы сидели здесь, как в бане (летом температура воздуха в Дубае достигает отметки в 50 градусов). Потом все-таки инвестор заплатил за аренду и мы запустились. 

Почему ко мне здесь хорошо относятся? Я все делаю своими руками. В этой стране, чтобы даже лампочку заменить, вызывают специалиста. Как-то был случай: у нас протек биде, я разобрал стенку, нашел утечку, починил. Они стоят, репу чешут. Я говорю, здрасьте, нас этому с малых лет учат. А ремонт бы обошелся в 1000 дирхамов (около 126 595 тенге)». 

6569517f89f0a010bb0ae325a0cc38c5

«Если едешь в Дубай, то будешь пахать»

Чтобы жить в Дубае хорошо, нужно зарабатывать 20 тысяч дирхамов (более двух с половиной миллионов тенге), рассуждает наш герой. На практике выглядит все гораздо скромнее.  

«Мои заработки зависят от того, как работает место. Я сижу на процентах. Например, сейчас только закрываем потребности: свет, вода. А в сезон цены здесь поднимаются в несколько раз. Можно и 8 тысяч дирхамов заработать (около миллиона тенге). 

Надо понимать, что если едешь в Дубай, то будешь пахать. В противном случае ты загнешься. Слышал такую фразу: этот город будет проверять тебя на прочность один год. 

Вообще, тут идет мощная поддержка своего народа. Если, к примеру, иностранцу за работу заплатят 8 тысяч дирхамов, то местному за такую же работу — все 50 тысяч». 

3205dac6de2dd831e2162fcedb016a74

Дал взятку, через минуту его повязали

Никита рассказал историю, которая произошла с казахстанцем на границе. Мы не назовем его имя.

«Истекал срок визы. Продлить ее можно, выехав в Оман. После завершения процедуры мой знакомый решил отблагодарить сотрудника миграционной службы. Он подходит, обнимает его по-братски, кладет ему в карман денежную купюру и говорит: «Все так быстро, все так легко, возьми, брат». Тот сказал, что не надо.

Через минуту парня связывают, закрывают в камере. Он там сидит один, у его паника, ему страшно. Заходят человек 10, говорят, вы дали взятку, вам отрубят руку. А парнишка на эмоциях был: рубите, говорит. История закончилась тем, что его пожалели и отпустили». 

Также алматинец предупреждает о суровых местных законах. 

«Знакомый из Кыргызстана нашел рюкзак из службы доставки. Открывает, а там наличка, он взял себе. Стук в дверь, полиция. Его повязали, закрыли, оштрафовали, депортировали, не прошло и часа. Везде камеры.

Также я слышал, что если ты нарушаешь правила дорожного движения, то тебе ничего не говорят, но при пересечении границы могут предъявить штрафы. Местные, к примеру, не перебегают на красный. Так они показывают пример другим, что нужно уважать закон». 

74ff767af227ebb2316674f07a0a79a8

«Люди могут не понимать казахских шуток, но слушают и кайфуют»

Никита мечтает открыть свою сеть хостелов в Дубае. И ему хотелось бы вернуться в Казахстан. 

«Я всех подсаживаю на казахскую культуру. Многие ребята посмотрели здесь наши фильмы, им очень понравилось, хотя они не знают казахский язык. Казахи умеют креативно преподнести контент. Люди могут не понимать казахских шуток, но слушают и кайфуют. Так же с песнями. Всем нравится этот бит, мелодия. 

Когда я несколько лет назад жил в Малайзии, многие знали Казахстан по «Борату» (персонаж английского комика Саши Барона Коэна). Сейчас же говорят: классная страна, красивая. Все тепло к нам относятся, ни разу не слышал, чтобы хаяли». 

Молодой человек считает, что в Казахстане, глядя на ОАЭ, нужно сделать упор на развитие туризма. 

«Людям дешевле поехать в Дубай, чем отдохнуть у нас. Местные авиакомпании сделали очень дешевые билеты — за сто долларов можно слетать туда и обратно. А в Казахстане столько красивых мест, и у наших авиакомпаний такие заоблачные цены».

06c73371c232676c7db743ec046f48d2

Фото: instagram anelya.dxb.kz

Анэлия Нуржан 

«Для казахстанцев нет слова «нет»

С Анэлией мы встречаемся на знаменитом Джумейра-Бич. Девушка живет неподалеку, она переехала в Дубай два года назад из Шымкента. В Казахстане работала менеджером по экспорту меда. А здесь занимается бизнес-консалтингом. 

«Чтобы открыть бизнес, для начала нужно исследовать рынок и понять, в какой юрисдикции открывать компанию, — объясняет Анэлия. — Наши конкуренты здесь — это индусы, пакистанцы, филиппинцы, это 70 процентов населения в Дубае.

В чем особенность казахстанцев? Для нас нет слова «нет». А если нам говорят «нет», то мы идем по другому пути. Можем делать все, быстро учиться. В других странах — другой менталитет. Поэтому мы можем легко конкурировать со всеми специалистами на рынке. 

Сюда едут кыргызы, туркмены, узбеки — не только казахи. Возможно, они не были оценены у себя на родине профессионально, экспертно. И они едут в поисках лучшей жизни. Но по мне Дубай — это не город для жизни. Это город для развития, роста, а дальше лучше осесть там, где лежит душа.

Здесь все работают. Если вы не работаете, то вам отказывают в визе. Тут нет пенсионеров, мало детей. Если вы заметили, на улицах все молодые люди и они работают.

Чтобы сюда приехать, нужно иметь капитал и знать английский хотя бы на уровне Intermediate».

e9e0ef3976fbbdb4efedf4fabbc982e4

«Я ходила на работу, а соседки дома сидели. Через три недели они рассказали, что занимаются эскортом»

Первое время Анэлия снимала комнату с незнакомыми девушками. Чуть позже она поняла, что они занимаются эскортом. 

«Я ходила на работу, а соседки все время дома сидели. И я думала, что происходит. Через три недели мы начали общаться. Они рассказали, что занимаются эскортом, позвали меня. Я сказала, спасибо, конечно, но у меня другие планы.

Девушки приятные, я вообще никого не осуждаю, считаю, что каждый волен заниматься тем, чем хочет. Мы до сих пор с ними общаемся. Они меня как под крыло свое взяли, показали, где покупать продукты подешевле. Это такие татешки, но в более молодой версии». 

«Столько беша я не ела даже в Казахстане»

Сейчас Анэлия живет с друзьями. 

«Нас трое казахстанцев, мы снимаем двушку. Тут платишь либо поквартально, либо за полгода, либо каждые два месяца. Так дешевле получается, чем платить ежемесячно. Мы платим две тысячи долларов в месяц плюс 500 долларов за коммунальные услуги.

Что касается питания, то первое время питались бургерами. Сейчас уже сами готовим. Когда едем в Казахстан, привозим оттуда по 10 килограммов казы. Здесь каждые две-три недели готовим беш, потому что скучаем по родине. Я столько беша не ела даже в Шымкенте». 

471d20c8338c46d92f346b28ce3c3656

«Казахстанцы летают лечить зубы в Казахстан»

Поскольку моя собеседница за это время неплохо изучила местный рынок труда, она поделилась со мной своими наблюдениями. 

«Разнорабочие здесь зарабатывают две-три тысячи дирхамов (примерно 250-380 тысяч тенге). Столько же получают таксисты. Но на такие деньги не выживешь. В HR — от 5500 дирхамов (695 тысяч тенге) в зависимости от компании. Специалисты начинают от 8 тысяч дирхамов и дальше (более миллиона тенге). 

В принципе, эти деньги можно заработать и у нас в Казахстане. Казахстанцы просто ищут себя. И они не только в Дубае, они везде (смеется). Здесь наши ребята заняты в сфере продаж, занимаются техникой — айфонами, фенами, машинами. 

Казахстанцы работают в хороших компаниях. Я лично не видела их среди обслуживающего персонала. Видела маникюрщиц, но они хорошо здесь зарабатывают.

Что касается расходов, то у всех по-разному. Но я, к примеру, трачу 5-6 тысяч дирхамов на жилье и еду, еще 1500 дирхамов — на такси в месяц (всего около 950 тысяч тенге). 

Если коснуться бытовых вопросов, например, медицины, то без страховки — она очень дорогая — сдать кровь — 600 дирхамов и выше (75 750 тенге). Рентген — 1600 дирхамов (202000 тенге). Про зубы вообще промолчу. В самой печальной клинике вырвать зуб — от 2 тысяч дирхамов и выше (от 250 000 тенге). В клиниках получше — 10 тысяч дирхамов (более 1 200 000 тенге). Казахстанцы летают лечить зубы в Казахстан». 

Анэлия отмечает местные особенности.  

«Это изюминка Дубая. Inshallah tomorrow называется. Так говорят местные, означает «дай Бог завтра». Если так говорят, значит, это никогда не случится. И они так живут: спокойно, размеренно. «Иншалла tomorrow» — и ушел в отпуск. Как? Я у тебя в офисе, мы договорились встретиться. Но потом я это приняла и начала искать подходы.

4c8d2fb0851f1d84f24efa6fe32a7357

«Здесь я начала слушать Кайрата Нуртаса»

В целом здесь я чувствую себя в безопасности. Это то, что хотелось бы чувствовать у нас. Я сама из Шымкента, и мне в моем районе страшно вечером возвращаться домой. Тут никто не крикнет: «Эээ, қарындас». Все боятся депортации. 

Но Казахстан во многом не уступает. Например, SMM тут остался в 2018-м. Kaspi — вообще бог интерфейса (смеется). Если вы в Казахстане придете в банк, то откроете счет за пять минут, вы сможете сделать это онлайн. Тут такого нет. И наши люди молодцы, приезжают, двигаются.

Патриотизм сильнее ощущается за границей. В Казахстане — ну говорят и пусть говорят. А здесь услышишь родную речь, и так тепло на душе становится. У меня дома есть флаг, иногда обнимаю его. На домбре дома занимаюсь. Слушаю гимн по понедельникам, раньше делала так только в школе. Здесь я начала втихаря слушать Кайрата Нуртаса. Ни разу так не делала (смеется), я всегда убегала от этого в Казахстане.

Вернуться на родину хотелось бы. В будущем мечтаю открыть образовательный центр. Думаю что-нибудь открыть и здесь, например, салон красоты. Не хватает гор, зелени, нашей земли. Я, когда приезжаю домой, постоянно плачу. В Шымкенте четыре времени года, это так здорово».  

P.S. В следующих репортажах мы расскажем о том, с какими случаями мошенничества сталкиваются казахстанцы, какие самые дорогие квартиры и машины покупают, есть ли в Дубае «казахский» район и правда ли, что наши ребята сотрудничают с шейхами. 

Текст: Анастасия Солнцева. Фото Анастасии Солнцевой и из личного архива Анэлии Нуржан

Этот материал взят из этого источника

Оставьте комментарий