Почему проспект Абая стал неуютным, или Зачем срубили многолетние деревья в Алматы

Фото автора

By Admin

В последние годы одна из центральных улиц Алматы претерпела значительные изменения. Сначала главная артерия мегаполиса протянулась в западную сторону и стала длиннее на 4700 метров, открыв новое «дыхание» для автомобильного потока. Что касается восточной части, то ее облик тоже существенно преобразился. Правда облегчило ли это жизнь горожанам — вопрос спорный и личного восприятия. О причинах читайте в материале Tengrinews.kz.

Я живу на окраине города возле ледового дворца «Алматы арена». В конце июня решил по делам заехать в центр города и проехался по Абая. Путь мой состоял в восточном направлении, а на проспект я попал в районе улицы Муканова — Байзакова.

3783021d647fadf6bf725cc36d6589c0 jpeg

Вначале поездка была обычная: знакомые здания, некоторые обновленные рекламные щиты. Но после Байтурсынова реальность будто бы изменилась: я словно попал в какой-то чужой город.

406fa89f0d6f0b07532809bf8904e1a3

Не было этой привычной Абая. Чего-то здесь не хватало…

5e6758f4451ef140f6267af2334e6c87

… или было утеряно. Мне было некомфортно передвигаться по такой улице.

f5297b3d20ef4b4cbf0e58e5ff8d10c0

Несколько перекрестков подряд меня не покидало это странное чувство.

21fbfe66a5d81e57f4e483a47e35fda2

И вот, проезжая пересечение с проспектом Назарбаева…

054f7a6e489fbe33ce1bca6269634678

… а потом приближаясь к проспекту Достык, я начал припоминать. Я вспомнил тот самый первый раз, когда увидел улицу Абая такой.

1b356bfb115bd066d4f0a6441fa05f19
Фото Tengrinews.kz/Шокан Алхабаев©

Было это несколько лет назад, когда на странице одного из Instagram-пабликов опубликовали снимок проспекта Абая. Кадр был сделан в 60-е годы прошлого столетия. На нем запечатлен район пересечения с улицей Масанчи.

Как можно заметить, облик магистрали в то время был совсем другим. Да, улица визуально была широкая. Но из-за своего масштаба и размеров она казалась слегка неуютной. Я понял, что в современное время дарит проспекту этот уют — это деревья. А точнее — их размеры.

Я точно помню, что на разделительной полосе на проспекте Абая стояли высокие ели и другие деревья. Убедиться в моей правоте мне помог картографический сервис «Яндекс». Для сравнения был взят участок возле станции метро «Абай» рядом с университетом UIB.

85d06c4c7633fa01808dd190b6fdd9d4
Фото: Яндекс Карты

Но кто же спилил эти многолетние деревья, которые простояли бы еще как минимум столько же? А главное — почему? С этим вопросом мы обратились в акимат Алматы. Там ответили, что деревья на разделительной полосе были снесены в рамках пятилетней городской программы.

«По указанному участку были проведены работы по сносу аварийных деревьев в рамках пятилетней городской программы по сносу аварийных и ослабленных деревьев, представляющих угрозу и портящих эстетический вид улицы. На участке вырублено порядка 30 деревьев, высажено порядка 150 молодых саженцев.

Работы по вырубке по Абая продолжаются в рамках вышеуказанной программы. По проспекту также запланированы работы по посадке деревьев в осенний период», — заявили в управлении экологии и окружающей среды.

050325b405f05967ef0e80859373eac9
Фото управления экологии и окружающей среды

Отмечается, что ранее была проведена инвентаризация зеленых насаждений и на территории города насчитывается свыше 84 тысяч аварийных деревьев. Из них 35 тысяч расположены вдоль улиц, а 49 тысяч — на дворовых территориях.

«По плану работы в 2022 году вдоль магистральных дорог, в парковых зонах и на внутридворовых территориях вырублено пять тысяч аварийных деревьев и вместо них высажено 50 тысяч молодых саженцев. В текущем году вместо вырубленных планируется высадить 169-250 тысяч молодых саженцев. В настоящее время заключены договоры по восьми районам, начата работа по вырубке аварийных деревьев на территориях общего пользования.

«Перед началом работ по вырубке аварийных деревьев производится их тщательный осмотр с привлечением научных сотрудников (КазНИИ Защиты и карантина растений имени Жиембаева) и эко-активистов», — добавили в акимате.

0f155a791b0f49eb65fe75769a04ed58
Фото управления экологии и окружающей среды

Однако в соцсетях пользователи негодуют: их не устраивает такой ответ. Алматинцы задаются вопросами о том, почему деревья не высыхали раньше. Ответ мы нашли у эко-активиста, общественника и основателя организации Kaz Eco Patrol Тимура Елеусизова.

«Сейчас идет очень серьезный процесс, когда коммунальщики зимой сыпят очень много реагентов и соли. По стандарту благоустройства во время обработки дорожного полотна только 15 процентов должна составлять соль, а все остальное — отсев. Но из-за многочисленных жалоб горожан акиматом было принято решение 100-процентно все посыпать солью.

Когда мы взяли образцы проб почвы по разделительной полосе на проспекте Абая между Достык и Конаева, мы были очень сильно шокированы результатами экспертизы. Там были крошки от резиновых шин и колодок. Но количество содержания тяжелых металлов было запредельным. Самое высокое содержание — это свинец и соль. Это говорит о том, что корни быстро осушаются и деревья засыхают», — заявил он.

Для решения проблем эколог предлагает запретить использовать обрабатывающие средства со 100-процентным содержанием соли. Также он озвучил идею с установкой на разделительной линии высоких клумб, чтобы различные вещества с дороги не попадали на грунт под зелеными насаждениями.

«Мы будем требовать, чтобы они изменили содержание дорожного полотна. Потому что сейчас посадили молодые саженцы, за которыми требуется правильный уход и защита. И высокие клумбы как минимум полуметровой высоты помогают сокращать объем попадания солей и тяжелых металлов в грунты под растительностью.

Вопрос правильного ухода касается и старых деревьев. Потому что сейчас мы наблюдаем по городу недополив зеленых насаждений. А на разделительной полосе вообще не поливают, потому что думают, что там старые деревья и они сами найдут грунтовые воды, которые уже опустились еще ниже, из-за чего идет недополучение влаги. Также существует проблема заболевания деревьев, которых перестали белить известью. Я был в разных странах, где везде эта технология все еще применяется. Нам необходимо возродить эту практику», — подытожил Елеусизов.

Напоследок хочется привести подборку снимков с одного и того же перекрестка Абая и Масанчи, сделанных в разные десятилетия прошлого века.

На них видно, что зеленые насаждения вырастают очень медленно и приобретают свой приятный и эстетический вид спустя долгое время, украшая улицы нашего любимого мегаполиса.

Этот материал взят из этого источника

Оставьте комментарий