«Красивый лабиринт». Что не так с новым столичным вокзалом «Нұрлы жол»

Фото автора

By Admin

«Ему нет аналогов в странах СНГ!» — так описывали здание нового столичного вокзала «Нұрлы жол» во время его официального открытия. Построенный в преддверии EXPO-2017 комплекс функционирует вот уже седьмой год. И за это время «Нұрлы жол» получал как восторженные отзывы за размах, так и шквал критики за свою непродуманность.

Корреспонденты Tengrinews.kz прогулялись по вокзалу и попытались узнать, что же пошло не по плану.

cdfadd756bb3bb76295a1df60699b2f3

О строительстве нового вокзала в Астане широкой общественности стало известно в 2013 году. Об этом заявил тогда еще аким столицы Имангали Тасмагамбетов на встрече с генеральным секретарем Международного бюро выставок Висенте Лоссерталесом.

977399597b0b649b5ea17a4336dd9deb

Как оказалось, конкурс на эскизный проект был проведен еще в 2010 году. Согласно ответу на запрос редакции, его объявляли «Қазақстан темір жолы» со столичным акиматом.

bdadbc873abf0537d42bf33239c18462

«По итогам международного архитектурного конкурса под председательством Главы государства в декабре 2010 года победителем был признан проект, представленный ООО «Студия 44″ (Санкт-Петербург)», — рассказали нам в пресс-службе «КТЖ».

7b1fa81646fbedc9f6ea4cf79fbf8ad5Эскиз вокзала «Нұрлы жол». Изображение с сайта studio44

Это не первый проект «Студии 44» для Казахстана. На сайте компании среди работ мы нашли проекты таких зданий, как Дворец школьников имени Аль-Фараби и Казахская национальная академия хореографии. 

d1115ab0c0756b33af9541ad363d9623Эскиз вокзала «Нұрлы жол». Изображение с сайта studio44

Авторы проекта предложили конкорс (распределительный зал) над железнодорожными путями. Таким образом, по задумке архитекторов комплекс должен был быть построен по принципу «вокзал — мост». 

«Под сводами арки образуется единое пространство, в котором пассажирам будет легко ориентироваться. Благодаря прозрачным ограждениям с высоты распределительного зала и двух его ярусов будут открываться захватывающие виды Астаны», — говорится на сайте «Студия 44». 

c51ed615a3b0edd44160a5e8389c031c

Действительно, вокзал как на момент открытия, так и спустя 7 лет может поразить своими масштабами. Площадь семиэтажного здания составляет 116 729,9 квадратного метра. Это в 10 раз больше старого вокзала Астаны.  

a9820bb1bc77f7b21d0337508ade9f06

Общая площадь территории вокзала составляет 19 гектаров. Пропускная мощность рассчитана до 35 000 пассажиров в сутки. Технологически станция может одновременно выполнить прием и отправление четырех поездов.

e1e83f972313c91c3a9038a219fa84e1

На техническом оснащении комплекса тоже решили не экономить. 

b8a1dae12a9f1157fab3905f45aa46aa

6 путей, 3 пассажирские платформы, 64 эскалатора, 27 лифтов, 6 залов ожидания, 2 зала прибытия, 3 зала для маломобильных граждан, 4 комнаты матери и ребенка, 3 справочных бюро, 76 торговых точек, 7 пунктов общественного питания, 2 медпункта, 12 санузлов, 12 специализированных туалетов, 741 машино-место в крытом паркинге, 740 мест на уличной парковке. 

c3593c599d739a70acc26568e1ec6cd0

И это все для города с 1,4 миллиона жителей. 

4a689023ed8604047e7474256c2e699e

Но за всеми цифрами есть одно «но». В огромном здании очень просто заблудиться. Несмотря на то, что авторы проекта обещали пассажирам «легкое ориентирование». 

c758bbf7d4c987a1acff285b313c783d

Сначала сложно понять, с какой стороны можно заехать сюда на автомобиле и где именно разрешено оставлять либо забирать людей. 

e67702fcc385f7281500961d2ee0b3bf

Самим пассажирам с чемоданами и детьми иной раз приходится проделывать немалый путь для того, чтобы попасть в здание вокзала.

dd0fd2d1c127ac2ef7145c221fe6284c

8f5f9ec01630459523d19b1d11890f58

Или наоборот, выйти из него и сесть в такси или автобус. 

0dbd2ba7d2cf62eef1cd0a314d170bf9

7d3102d9220b9ce3eac0fba2bcdd348b

Автобусные остановки и подъездные пути как будто находятся вблизи ко входу в здание вокзала.

a723ca114fe6dd97b8b6d534427a1757

Но этот вход ведет в большое пустое пространство, где еще нужно разобраться, куда идти дальше, чтобы попасть в зал ожидания и на пассажирские платформы. 

a43cd0e48e5b6f9c1fb3e7833fe159af

Входы и выходы находятся на уровне первого этажа, а главный зал ожидания — на четвертом. Преодолеть 4 этажа можно двумя способами: на эскалаторах и лифтах.

50ab6955240820c2b978f579c7974678

При этом лифты расположены не вблизи с эскалаторами, а совсем в другой стороне. Табличек с указателями расположения этих лифтов вы не увидите. 

f16e8a0840d2ac040f0608b70bc04035

Поэтому, если вы приехали на вокзал вместе с маленьким ребенком, коляской и сумками, будьте готовы к марш-броску в попытках найти лифт. 

564333053c270719ae8c967798200e81

Лифты расположены в стороне крытой парковки. То есть некоторым пассажирам придется преодолеть неблизкий путь еще и между движущимися автомобилями.

При этом в вечернее время у лифтов выстраивается самая настоящая очередь. 

f882004a4baf8853a71441455ee39f98

Потом вас ожидает обязательный досмотр.

9f26879814bf409fb0a419170661492e

Конечно, на территории вокзала есть дежурные по залам, которые всегда подскажут дорогу. Без их помощи в здании вокзала можно легко потеряться.

70468d964d69f597757f9bb9bf862512

Общее количество сотрудников вокзала составляет 275 человек. И как вы понимаете, часть из этого количества людей помогает пассажирам найти вход или выход.

1adfdcc5f60e9354001d92b5cc4450a3

Так почему же пассажиры «Нұрлы жол» не могут найти входы и выходы без посторонней помощи?

746fd380ecb0072a413088ac2c077412

Неужели в этом «уникальность» столичного вокзала?

9798948c9adab6138bc3b608d745e416

Ответ, возможно, кроется в проекте вокзала. Давайте взглянем на него еще раз.

3e97adbd82a5e801e8ddfe1c549dbc45
Эскиз вокзала «Нұрлы жол». Изображение с сайта Studio44

На эскизах мы видим широкие пешеходные пандусы либо лестницы, ведущие с улицы прямо внутрь здания. Возможно, задумка авторов заключалась в том, чтобы пассажиры могли при помощи этих конструкций сразу же зайти в главный зал ожидания и последовать на нужную платформу, не блуждая по эскалаторам или в поисках лифта. 

ae587245b3ef2bb80ec4c903c01d59dc
Эскиз вокзала «Нұрлы жол». Изображение с сайта studio44

На схемах указано, что главный вход в здание вокзала расположен на одном уровне с улицей. И уже внизу, на цокольном и минус первом этажах, расположены железнодорожные пути. 

a191d2ee83fd650e853b6a640ae4a1fe
Эскиз вокзала «Нұрлы жол». Изображение с сайта studio44

На эскизах мы видим только те эскалаторы, которые ведут на железнодорожные пути. 

c81f6a8ab66ad61427de554631730879
Эскиз вокзала «Нұрлы жол». Изображение с сайта studio44

По факту же главный зал ожидания вокзала находится на четвертом этаже, железнодорожные пути — на третьем этаже. На втором этаже расположены офисные помещения, частично крытый паркинг. А на уровне земли — на первом этаже — крытый паркинг, зал ожидания, спецЦОН. 

120d44f707691d7b2cdf48f0733e57c8

Возможно, во время экспертизы и строительства проект вокзала претерпел изменения ввиду каких-либо (нам неизвестных) причин. 

c096f8a2411d06ae2689c6b9324e22e7

Теперь в главный зал ожидания сразу с улицы попасть невозможно. Вместе с первоначальной задумкой пропало и удобство для пассажиров. 

e549c23f0ba2454dd9fa0b1f65347ac5

На макете вокзального комплекса, установленного на обозрение пассажиров, мы заметили еще то, что автомобили и автобусы при помощью пандуса могут подъезжать непосредственно к дверям главного зала ожидания, находящегося на уровне четвертого этажа. 

d2cf6744ac20611172d7f2d1121383e1

И этот пандус есть, его построили.

9c6c76a49a1cffb58b4f91367adcd9f1

Но автобусные остановки все равно находятся на уровне первого этажа. 

cfb14f63c8b99b4c9fb5b505a2152dec

Автомобили же по каким-то причинам практически на этот пандус не заезжают. 

895551bdfbd55a1183a263ce1562d823

Хотя со слов сотрудников вокзала машины могут заехать на пандус, оставить пассажиров и отправиться дальше. На весь процесс даются бесплатные 15 минут. Но за время наших съемок, которые мы проводили в марте и апреле, только однажды мы заметили на пандусе такси.

247a73ba79c649e8cc6d0eafbe24ce7c

То ли таксистам неудобно и они не хотят довозить таким способом пассажиров, то ли не они не в курсе такой возможности. 

78396bb0d447614c7592e2c31833b765

Для тех, кто провожает пассажиров на личных автомобилях, такой вариант также не совсем удобен. Потому что кроме высадки людей, как правило, нужно помочь им донести чемоданы до поезда. Как мы писали выше, людям приходится проделывать немалый путь до платформ. 

3cc9bc1bf5006f4564a78920d266ac8b

1fe8a10bb43ef963af9e40f90178048d

На строительство здания вокзала «Нұрлы жол», по предварительным данным, могло быть потрачено около 50-60 миллиардов тенге

19afde148710c9aee00946f3006e0436

К сожалению, в АО «НК «Қазақстан темір жолы» нам не предоставили данные о том, в какую точную сумму обошлось строительство вокзала. 

7f485da1aa4d23836db5ce489ddf9ea8

Как и информацию о том, какие расходы несет национальная компания по содержанию и обслуживанию этого здания, на площади которого можно уместить пять школ.

Текст: Айгерим Абилмажитова

Фото: Турар Казангапов. 

Этот материал взят из этого источника

Оставьте комментарий