23 мая 1980 года состоялась премьера «Сияния» Стэнли Кубрика — экранизации одноимённого романа Стивена Кинга. Съёмки картины длились почти год, а требования режиссёра к группе были столь высоки, что исполнители главных ролей — Джек Николсон и Шелли Дюваль — впоследствии называли «Сияние» своим самым сложным проектом. Но их страдания не прошли даром: сборы ленты в прокате более чем в два раза превысили её бюджет, а впоследствии картина стала культовой. В то же время фильм неоднократно становился объектом критики и даже получил две номинации на «Золотую малину». Причём не понравился он и Стивену Кингу.

Сорок лет назад — 23 мая 1980 года — в США состоялась премьера культового фильма ужасов Стэнли Кубрика «Сияние», основанного на одноимённом романе Стивена Кинга. Роли в картине исполнили Джек Николсон, Шелли Дюваль и Дэнни Ллойд.

Главный герой ленты Джек Торренс — борющийся с алкогольной зависимостью начинающий писатель. В несезон он устраивается смотрителем в старый отель «Оверлук», что расположен в горах Колорадо. Вместе Торренсом туда отправляются его жена и маленький сын.

Мальчик обладает экстрасенсорными способностями (для них Кинг использует термин «сияние»), которые позволяют ему заглянуть в ужасное прошлое отеля: предыдущий смотритель сошёл с ума, убил семью и затем покончил с собой.

Отель заметает снегом, теперь здание практически отрезано от внешнего мира. Состояние Джека ухудшается, он знакомится с населяющими отель сверхъестественными силами, а его семья оказывается в большой опасности.

Сложный сценарий и съёмки длиною в год

Переложением романа Кинга в сценарий занимались романист Дайан Джонсон и сам Кубрик. Но режиссёра в скрипте вечно что-то не устраивало, и текст многократно переписывался даже после начала съёмок. По этой причине Джек Николсон в какой-то момент отказался читать очередную его версию: актёр заявил, что будет смотреть только новые страницы, которые ему выдавали перед началом каждой смены.

Роман «Сияние» Кубрику прислал продюсер Джон Калли, и, по признанию режиссёра, книга Кинга на тот момент была лучшим произведением, которое он когда-либо получал от продюсеров. В частности, Кубрику понравились идея и сюжет романа.

«Когда я снимаю какой-то фильм, у меня не появляется желания снимать другой — я никогда не находил двух историй одновременно. Единственное, о чем я думаю, когда читаю книгу — не хотелось бы снимать фильм, похожий на другой, что я уже снял ранее», — пояснял Кубрик.

Он отмечал, что, несмотря на все достоинства романа, перед экранизацией книга нуждалась в серьёзной переработке.

«Именно стадия сокращения обычно губит великие романы, потому что многие из их достоинств связаны с изяществом изложения, авторским видением и зачастую с плотностью сюжета. Но с «Сиянием» было по-другому. Достоинства книги почти целиком заключались в сюжете, и адаптировать его под сценарий не составило особого труда. Мы с Дайан (Джонсон. — RT) много обсуждали книгу, а затем набросали сцены, которые посчитали нужными для включения в фильм. Мы мешали и перемешивали их до того, как не нашли, по нашему мнению, верный порядок, а затем начали писать», — рассказывал режиссёр.

  • © Кадр из фильма «Сияние» (1980)
Источник: russian.rt.com